Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Ефрема, архиепископа Криворожского и Никопольского.

0001-s1Возлюбленные отцы, братия и сестры!

Христос рождается, славите!

Вновь слышна над миром ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Вот уже более двадцати столетий отделяют нас от этой великой, святой ночи, когда эта песнь прозвучала над землей. С этого времени так много изменилось в жизни человечества: создавались и распадались империи, расцветали и приходили в упадок культуры. Наиболее смелые мечтания минувшего превзошли достижения современности. Только одно осталось неизменным: человек и его душа и этот жизнедательный небесный призыв, зовущий человечество к духовному обновлению и совершенству.

«Придите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», — зовет нас сегодня святая Православная Церковь в рождественских песнопениях.

О какой тайне возвещают нам эти дивные песнопения? Во все времена испытывал человек устремление врожденного неугомонного желания правды и бессмертия в объединение земли с небом, людей с Богом.

Давняя языческая мудрость в поисках вечного источника жизни — Бога, инстинктом своей бессмертной души невзначай стремилась к Его познанию, обожествляя не только природу, но и даже самого человека. Об этом святой апостол Павел в Послании к римлянам пишет: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись твари вместо Творца» (Рим. 1, 25). Поздняя философия, мудрствуя в этом же направлении в своих начинаниях и поисках, создала сверхчеловека. Но, к сожалению, ни в одном, ни в другом не было развязки.

Наконец, сама всемогущая любовь Божия проявилась в таинстве над таинствами: в воплощении Божьего Слова, в Таинстве Богочеловека, Который, по свидетельству святого апостола Павла, «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари… чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все… и земное, и небесное» (Кол. 1, 15—20). Не человек становится Богом, а Бог — человеком, не человек сближается с Богом, а Бог сходит, чтобы сблизиться с человеком, и в своей безграничной любви обнимает все человечество в Свою Божественную полноту — вводит человека в торжество вечной Правды, ибо то, что человеческое, вошло в Божественную жизнь.

Рождество на земле Богочеловека — факт, обозначенный временем, таинство Вифлеемского вертепа происходит вечно. Но как и тогда, так и сейчас люди по-разному встречают грядущего Спасителя: мир обернулся к Нему всем своим многообразием. Шествие Христа через столетия все время повторяет эту встречу.

Во сколько замкнутых дверей стучал Иосиф Обручник, надеясь найти уголок для Пречистой Девы Марии. Но безразличие, страх, боязнь причинить себе хлопоты препятствовали людям ответить на просьбу, а когда нашелся такой, что не отказал, так он определил Деве Марии место в загоне для животных.

А разве это было только тогда, в дни переписи Августа? Разве это не повторяется вековечно? Сколько людей по разным причинам закрывают двери своей души, когда Христос стучит к ней всей полнотой Своей Божественной правды и любви, боясь нарушить свой покой лишними заботами.

А вот перед нами другая картина. В окрестностях Вифлеема под открытым небом стоят простые пастушки и с детской верой слушают ангельское благовестие. Это те люди, пред которыми Истина открывается во всем своем блистательном величии и славе. Они не стали долго советоваться, а сейчас же поспешили в Вифлеем, чтобы увидеть то, «о чем известил их Господь» (Лк. 2, 15). Они первыми сподобляются припасть к Колыбели Спасения.

И другие люди идут к этой Колыбели. Навстречу Христу выходит древняя языческая мудрость — волхвы. Их путь скорбный и тернистый, как и весь путь человеческого разума, но и они приходят к Младенцу Христу. Это путь всех, кто идет и, наконец, находит Бога, а в его величии — свою божественную красоту и бессмертие, без которых душа человека не может найти ни полного счастья, ни покоя.

А Ирод? Вот еще одна встреча Христа в мире. Опьянев лукавством и злобой, он готов лишить мир Божественного спасения: готов погубить безвинного Младенца, чувствуя, что это — обетованный Избавитель.

Очень прискорбно, что и до сегодняшнего дня в мире существует подобное зло, которое безжалостно толкает человечество к вражде, ненависти и братнему кровопролитию, к самому страшному злодеянию нашего времени.

Поэтому в первую очередь обращаюсь к вам, пастырям нашей криворожской православной паствы, и к вам, иночествующим — неусыпным молитвенникам за Церковь, людей и мир на земле, чтобы вы своей ревностью к Богу и Его святой Церкви и добрым примером жертвенной любви к народу Божьему, всем своим усилием показали в своей жизни пример разумных волхвов и простодушных, но чистой и сердечной веры пастушков. Добрым и сердечным пастырским служением своему народу зовите и ведите его к красоте христианских добродетелей, непостыдной супружеской верности, преданности родной Отчизне, к трудовой творческой трезвости и в благом устремлении достойно засвидетельствовать пред Богом и людьми наше призвание к священнической чести.

В этом будет заключаться наша вера и преданность святой Церкви Христовой, чрез которую Богомладенец Христос благодатно объединяет человечество всех веков в единое торжество Церкви Небесной.

К вам, дорогие братия и сестры, обращаюсь с призывом апостольским: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12). Пребывайте же и вы в сыновнем послушании своим пастырям и верности Матери-Церкви, чтобы всем нам вместе не посрамить священной истории святого Православия и нашего боголюбивого народа — земли нашей, освященной подвигом веры наших прадедов. По словам святого апостола Петра, «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры… Господа Христа святите в сердцах ваших… имейте добрую совесть, чтобы были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе… Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (1 Пет. 3, 8—16; 4, 8).

От полноты сердца, исполненного рождественской радостью, примите от меня, боголюбивые пастыри, всечестные иноки, возлюбленные братия и сестры, мое архипастырское благословение и сердечное приветствие с Новым годом и великим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа, неисчерпаемого источника веры, надежды, любви и вечного спасения для всего человечества.

Всем вам желаю духовной радости и плодотворных трудов во славу Церкви Божией и процветания нашего родного Отечества.

Посмотреть видео

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.