Великий пост – духовная весна всего человечества

IMG_1133Протоиерей Анатолий Марущак,

духовник Криворожской епархии,

настоятель Спасо-Преображенского собора,

почетный гражданин г.Никополя.

Трудно выразить словами, возлюбленные братья и сестры, величие и значение для всех нас Великого праздника Святой Пасхи, Воскресения Христова. Этот светлый праздник раскрывает истинный смысл нашей временной и вечной жизни, Всемогущий и Всеблагой Бог, Творец сего земного мира приготовил ещё более совершенный и прекрасный мир в будущей жизни. Свидетели его красоты и блаженства апостолы, святители, преподобные и даже рядовые последователи Христа свидетельствуют об этом. Вспомним эти свидетельства святого апостола Павла, преподобного Серафима и многих, многих святых и праведных людей, призываемых в это царство мира, радости, отрады и утешения, называемом Царством Божиим, участие в котором обуславливается достоинством, чистотой и праведностью жизни гражданина этого царства. Святая Церковь предлагает средства и правила этой подготовки и участия в нём.

Одним из наиболее действенных средств, является святой сорокадневный Великий пост, как средство борьбы со внутренними нашими врагами: гордостью, похотью, ленью, ненавистью и многими прочими грехами, которые делают нас недостойными быть членами этого райского наслаждения и вечной радости. Нам нужно неусыпно бодрствовать над своим сердцем, дабы оно не прилепилось к земле. Нужно бодрствовать над помыслами своими, дабы они не удалили нас от Бога. Нужно бодрствовать над делами своими, дабы умножить талант свой, а не умалить и не расточить его. Будем бодрствовать над днями своими, дабы смерть не застала нас врасплох и не похитила непокаявшимися во грехах наших. Такова наша вера православная, насквозь деятельная, насквозь молитвенная и бодренная, слезная и сопряженная с усилиями. Ни одна другая вера не предлагает верующим приложить столько усилий, чтобы соединиться с Богом.

Все эти усилия предложил всему миру и заповедал верным Сам Господь наш и Спаситель. Церковь же непрестанно освежает их, повторяя из века в век, из поколения в поколение, являя верным всё большее и большее число духовных витязей, исполнивших закон Христов и сподобившихся славы и силы неизглаголанной и на небе и на земле. Веря в Бога, мы   должны так же доверять и каждому Его Слову. Ибо Истина Господня пребывает во век.

Но с другой стороны, не нужно обольщаться и мнить, что все эти труды и усилия человека сами по себе приносят спасение. Не следует воображать, будто человек может прийти в присутствие Бога только лишь своими трудами и усилиями. Сам Господь, заповедавший нам все эти труды и усилия, в другом месте говорит: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10). И еще: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5).

Но сказано в послании к ефесянам апостолом Павлом в том же смысле говорит: «благодатью вы спасены» (Еф. 2,5). Что же скажем после этого? Скажем ли, что все труды наши по спасению напрасны? Не опустить ли нам руки в ожидании пока Господь не явится нам Сам и Своею силою не поставит нас в Свое присутствие? Не говорит ли и сам пророк Исаия: «и вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64,6). Так не отказаться ли нам от всех трудов и всех усилий? Но разве не уподобимся мы тогда рабу закопавшему в землю свой талант и потому услышавшему от господина: «лукавый раб и ленивый».

Мы должны вложить весь свой труд, а в Божией власти – благословить наш труд и допустить нас в Своё присутствие. Дивно растолковал это апостол Павел, сказавший: «Я насадил, а потом поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3, 6-7). Обязанность родителей – растить своих детей и воспитывать их в страхе Божием, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, будут дети жить и как долго.

Обязанность священника – верующих учить, просвещать, обличать и исправлять, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, принесет ли труд священника плоды. Обязанность всех нас – усердствовать и трудиться, дабы удостоиться стать в присутствие Сына Божия, но от Божией силы, мудрости и милости зависит, будем ли мы допущены ко Господу. Однако не следует трудиться без упования на милость Божию.

Весь наш труд да будет озарен надеждою, что Господь близ нас есть и что он примет нас в присутствие лица Своего. Нет более глубокого и неисчерпаемого источника, нежели источник милости Божией. Когда блудный сын покаялся после своего плачевного падения, до уровня свинской жизни, милосердный отец выбежал ему на встречу, пал ему на шею и простил его. Господь неустанно выходит в сретение Своим покаявшимся чадам. Он простирает руки Свои ко всем, обратившим лица свои к Нему. «Всякий день простирал я руки Мои к народу непокорному» — говорит Господь об иудеях (Ис. 65, 2). А если Господь простирает руки свои и к непокорным, то тем более к покорным. Итак, покорных тружеников в деле своего спасения Господь не лишает присутствия Своего.

Потому не будем считать свой труд напрасным, как делают впавшие в безбожие и отчаяние: но, стараясь изо всех сил, будем надеяться на милость Господа Бога. Намеренно усугубим наши труды во время Великого поста, как и повелевает нам Святая Церковь. Пусть в том сияет нам евангельский пример четырех человек, поднявшихся на кровлю дома, и раскрывших её, и спустивших пятого – своего расслабленного друга – для исцеления Господом. Если одна пятая нашей души расслаблена или сгнила от болезни, поскорее поспешим с прочими, здравыми к Богу, и Он исцелит то, что в нас болеет. Если одно чувство соблазнило нас и от соблазна заболело, поспешим с прочими четырьмя чувствами к Богу, чтобы Он смилостивился над нашим заболевшим чувством и сотворил его здравым. Если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровее стало ещё здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного. Так и с нашей душой. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитвы, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот.

И Господь наш примет веру нашу и наши старания и труды и помилует нас. И по Своей бесконечной милости Он допустит нас в присутствие Свое, подающее крепость, радость и жизнь временную и вечную.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.