Богдан Хмельницкий. Битва при Желтых Водах. Исторический урок.

В этом году исполняется 370 лет со времени битвы при урочище Жёлтые Воды. Она произошла в апреле-мае 1648 года. Здесь войско Запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого совместно с татарским войском под предводительством Туган-бея разгромило армию Речи Посполитой под предводительством Стефана Потоцкого. Эта битва стала одной из ярких страниц кровавой бойни, которая развернулась на землях Украины в середине XVII века. События того времени, вырванные из своего исторического контекста всегда использовались пропагандой того государственного образования, которое возникало с тех пор на этой территории. В чем, разумеется, нет ничего удивительного. Ибо любое государство, стремясь представить себя, абсолютным выразителем всех чаяний населения, проживающего на его землях, всегда присваивает себе громкие свершения прошлого, находя в них, задним числом, опору для своей идеологии и легитимности.

Так вот и эту борьбу запорожских казаков с Речью Посполитой пропаганда Российской империи представляла как стремление малороссийского народа под скипетр царя Российского, советская пропаганда выдавала его за стремление народных масс к освобождению от гнета эксплуататоров, ну, а нынешняя власть, естественно, выдает ее за стремление к построению независимой европейской державы. И, как это обычно и бывает, все идеологические доктрины, которые, так или иначе, пытаются использовать историческое событие в своих целях (любое событие вообще, и наше в частности) оказываются одновременно и правы, и не правы. Правы потому, что движения истории и народов содержат, как правило, все те тенденции, на которые, впоследствии, справедливо указывают позднейшие идеологи. А не правы – потому, что ни одна из этих всегда противоречивых тенденций никогда не исчерпывает всего смысла происходящего события. А уж перенос чаяний текущей идеологии на далекое прошлое и вовсе представляется дешевой спекуляцией. Поэтому для свободной личности представляется необходимым, время от времени, бросить не ангажированный взгляд на события прошлого, которым спекулирует настоящее.
Итак, чем же таким была война на Украине, одним из ярких эпизодов которой была битва при Желтых Водах, и кем был ее предводитель Богдан Хмельницкий?
Нужно признать, что в своей, весьма колоритной, фигуре Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий народного движения Украины того времени. Он родился в 1595 или 1596 году. Откуда происходил его отец неизвестно доподлинно. Неизвестно также был ли он знатного (шляхесткого) или простого происхождения. Впоследствии Богдан часто настаивал на своем шляхетстве, но дело в том, что воинственные казаки Запорожья все настаивали на своем боевом благородстве (шляхетности). В первый период своей жизни будущий гетман Украины усердно служил польскому королю участвуя в боях против турок (к которым попал в плен и был выкуплен родственниками), против русских (в 1634 году участвовал в осаде Смоленска), есть сведения о том, что он участвовал в войне Франции с Испанией (1644-1646 гг.) на стороне первой. Что же заставило его возглавить антипольское восстание? Личная обида. Около 1646 года на его имение хутор Субботов близ Чигирина напал польский подстароста Даниэль Чаплинский, увез его женщину (Гелену), с которой Богдан жил после смерти своей жены Анны Сомковны и так высек его младшего сына, что, по мнению некоторых историков, он скончался. На суде в королевском совете, куда Хмельницкий обратился за справедливостью, он был осмеян, а король Владислав IV, который никак не мог справиться с разгульной шляхтой, сказал, что казаки должны сами силой оружия отставать себя. Эти события и сделали бывшего верного служителя польской короны ее ярым противником.
Но ситуация, в которой оказался Богдан Хмельницкий была характерной для того времени. История доносит до нас речь, с которой он обратился к своим сподвижникам перед битвой при Желтых Водах: «Братия, молодцы! Да будет ведомо вам, что мы взялись за сабли не ради одной славы и добычи, а на защиту жизни, жен и детей наших! Все народы обороняют свою жизнь и свободу. Звери и птицы то же делают: на то Бог и дал им когти и зубы. Неужели оставаться нам невольниками в своей собственной земле? Поляки отняли у нас честь, вольность, веру, – все это за то, что мы за них же проливали кровь… Не вас ли зовут они холопами? Не они ли замучили ваших старшин? Несчастные эти мученики, погибшие от злодеев, взывают к вам о мести за них и за всю Украину!». И эти слова отозвались в сердцах его сподвижников, ибо были верны. Но почему это произошло?
Я далек от мыслей о природной злобе тех или иных народов. Просто в жизни государств перед их падением наступает момент, когда некоторая его часть начинает воспринимать себя как высшая по отношению ко всем остальным. Именно это и случилось в Польше в указанный период. Нужно сказать, что до этого периода православные чувствовали себя в Речи Посполитой достаточно свободно. Именно сюда незадолго до этого времени, бежали русские из Москвы от гонений Ивана Грозного. Но вот под влиянием движения контр реформации католическое население Польши стало относится настолько свысока к своим инославным соотечественникам, что позволяли в их отношении вопиющую несправедливость. Что и вызвало естественную реакцию. Характерно, что когда король Ян Казимир, желая сохранения единства своего государства стал говорить вельможному панству о необходимости уступок казакам вообще и Богдану Хмельницкому в частности (который не был таким уж ярым сторонником именно Москвы), то услышал следующий ответ: «Мы и вся Речь Посполитая будем против Войска Запорожского и против своих холопов войну вести и мстить им до кончины своей; либо казаков истребим, либо они нас истребят; лучше нам всем помереть, чем видеть такое разорение, упадок и вечное бесславие; лучше умереть, чем казакам и своим холопам в чем уступить!» Вот эта заносчивость и привела, в конечном итоге к отделению Восточной Украины от Польши и позднейшему унижению этого государства.
Великие исторические события, к которым бесспорно относится и борьба Запорожских казаков с Речью Посполитой, раскрывает перед нами целый пласт смыслов, которых нельзя коснуться в рамках маленькой газетной статьи. Но главный урок, на который указывает нам битва при Желтых Водах, в которой те, кто презрительно называл некоторых людей своими холопами, потерпели от них полное поражение, мы можем указать. Он в том, что высокомерие и нетерпимость никого не доводят до добра.
Дмитрий Олейник.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.