Святая Земля — радость о Воскресшем Господе

По благословению Высокопреосвященнейшего Ефрема, архиепископа Криворожского и Никопольского в октябре благочинный церквей г.Никополя протоиерей Николай Марущак совершил паломническую поездку по Святой Земле. Сегодня отец Николай делится своими впечатлениями.

IMG_0796Милостью Божией это моё второе посещение Святой Земли. Первый раз я побывал в Иерусалиме в 1996 году. Тогда мы с моим отцом, протоиереем Анатолием, в составе делегации Днепропетровской епархии (это было ещё до разделения Днепропетровской области на несколько епархий) отправились в паломничество по морю на большом лайнере «Тарас Шевченко». Вместе с нами на корабле находилось около 500 паломников. В ходе плавания мы посетили святые места пяти стран, в том числе и Израиля. Конечно, это было очень краткое посещение Святой Земли (всего сутки), но и этого хватило, чтобы впечатления и воспоминания остались на всю жизнь.
Те, кто попадает хоть раз на Святую Землю, наверное, потом постоянно мечтают туда еще раз вернуться. И я не исключение – всё это время после первой поездки, мечтал, что когда-нибудь снова получится посетить эти святые места. И вот, слава Богу, такой случай мне представился через 18 лет. По приглашению наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Павла, в октябре я вновь посетил Святую Землю. На этот раз уже на 10 дней. Группа была небольшая (всего 13 человек), возглавлял её Высокопреосвященнейший Павел, Митрополит Вышгородский и Чернобыльский.
За время паломнической поездки мы проехали Израиль, что называется вдоль и поперёк, посетили очень много Святых мест, монастырей и храмов. Совершили девять Божественных литургий, из них дважды служили ночные Литургии у Гроба Господня. Передать словами, все те чувства и эмоции, которые возникали в сознании и сердце просто невозможно. Я постараюсь кратко рассказать об основном.
Итак, Святая Земля сегодня – это государство Израиль. Оно было провозглашено 14 мая 1948 года. Политическое устройство – парламентская республика во главе с президентом, который избирается Кнессетом (парламентом). Столица государства Израиль – город Тель-Авив. Израиль – географически компактная страна. На географической карте она выглядит, как узкая полоска на берегу Средиземного моря протяженностью в длину 450 км, в ширину – 135 км.
Численность населения –около 7млн. человек. Официальные языки – иврит и арабский. Но на английском говорят почти везде, а также, можно повсюду услышать русский язык – более 1 млн. эмигрантов из стран СНГ в свое время переселились в Израиль. С Израилем у нашей страны безвизовый режим.
Есть такое высказывание: Святая Земля – это пятое Евангелие, которое нужно читать ногами. Не просто любопытными глазами туриста или путешественника, ищущего приключений и новых впечатлений, а ногами паломника. Тогда действительно можно не просто там побывать, а именно пройти по путям библейских событий, оживляя их, и прочувствовать то, что кажется совсем иным, далеким в нашем представлении при чтении Священного Писания.
Особенно ощутимы эти переживания для человека, который посетил Святую Землю в первый раз. В нашей паломнической группе были люди впервые попавшие туда. И от них приходилось слышать, что теперь все воспринимается совсем по-другому. Да и действительно, теперь каждый праздник, каждая служба, чтение Евангелия, книг Ветхого Завета вызывает в памяти то увиденное, пройденное, прочувствованное на Святой Земле. Ты это уже не просто представляешь себе, пытаясь понять, как это было, а знаешь, что и ты там был, и ты это видел.

С сыновьями в реке Иордан.

С сыновьями в реке Иордан.

Главная Святыня для православного паломника в Иерусалиме – это Храм Воскресения или Храм Гроба Господня. Он вмещает в себя все самые скорбные места последних часов земной жизни Спасителя. Святая Голгофа, где Христос был пригвожден ко Кресту. Камень Миропомазания – где тело Господа, снятое с Креста было помазано маслом и миром. Святая Кувуклия – место Гроба Господня. Они – свидетели истинности исторических евангельских событий, и их можно потрогать своими руками, припасть к ним с молитвой. «У Гроба Господня Бог слышит вас так, будто вы говорите Ему на ушко…» – любимая поговорка иерусалимских гидов.
В этом месте душа наполняется необыкновенным трепетом, ощущения словами не передать. После того, как человек побывал в этом храме, изменения в душе происходят у всех. Кто-то это ощущает сразу и явно, кто-то позже, после осмысления, но благодать посещает всех.
Здесь сердцем понимаешь, что Иерусалим – духовный центр Вселенной. В Храме Гроба Господня есть место, расположенное на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию (часовню над Гробом Господним), которое называется «пуп Земли». Это символический центр мира, по слову Псалтири: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73, 12). И хотя сегодня Иерусалим населяют в основном иудеи и мусульмане, а христиан в нем – меньшинство, это глубоко религиозный город. Недаром в Израиле существует поговорка: «Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает».
В Иерусалиме лучше понимаешь евангельские притчи. В иудейской культуре существовал традиционный запрет на изображения, который впоследствии унаследовал ислам. Потому в восточной культуре так развита образность речи. Притча помогает наглядно представить мысль, используя знакомые и привычные слушателям образы. Христос также учил притчами, которые на Святой Земле обретают особую наглядность.
Часто, говоря о Страшном суде, о будущем воздаянии за земную жизнь, Спаситель предрекал, что грешники будут ввержены в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9; 47 – 48). Возникает вопрос: что такое геенна и почему она огненная? И образ мучений грешников остается неким абстрактным символом и образом. А в Иерусалиме мысль Спасителя становится очень понятной.
Город расположен на возвышенности. С восточной стороны она граничит с Иосафатовой долиной. А с западной стороны – с долиной Генном, название которой в славянской транскрипции и стало звучать как «геенна». В этой долине с древности была городская свалка, в которую сбрасывались городские нечистоты. До сегодняшнего дня в стене старого города существуют Мусорные ворота. Там постоянно горели костры, копошились черви. Это было безрадостное, зловонное место. Поэтому слушатели Христа прекрасно понимали, что Царствие Небесное Он сравнивает с огражденным градом, где человек находится в безопасности, в покое и общении с людьми. А грешники будут изгнаны за стену, где муки страстей будут жечь их подобно огню, потребляющему мусор и нечистоты.
В Евангелии от Матфея мы читаем: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 24). Соотношение верблюда и швейной иглы кажется абсурдным, даже если Спаситель хотел подчеркнуть полную невозможность богатому человеку войти в Царствие Небесное. Да к тому же и ветхозаветная, и новозаветная история знает множество примеров жизни святых, у которых были богатство и знатность.
В Иерусалиме есть русское Александровское подворье. В 19 в. под руководством начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) здесь была раскопана часть древней городской стены с воротами, которые именовались Судными. Во времена Христа через эти врата осужденных вели на казнь. У порога Судных врат процессия останавливалась. Если рядом в это время находился кто-то из членов Синедриона, он мог крикнуть, что не согласен с приговором, и тогда следствие по делу начиналось заново. Очевидно, что Спаситель, ведомый на Распятие, также останавливался у порога Судных врат, но не нашлось никого, кто оспорил бы неправедный приговор.
Так вот, около Судных врат расположена небольшая калитка своеобразной формы (больше похожая на щель), которая получила название «игольные уши». Через эту калитку прогоняли скот. Ведь с каждой головы скота брали налог, а пересчитать отару, проходящую через широкие ворота, очень трудно. Через эту калитку мог пройти и запоздалый путник, когда ворота в город для защиты от неприятеля уже были закрыты. Здесь евангельский образ становится понятней.
Пешее паломничество по старому городу начинается от Львиных ворот. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (на этом месте, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы).

В темнице Христа. Претория.

В темнице Христа. Претория.

Крестный путь – путь, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной смерти. Начинается он от Претории – там во времена Иисуса Христа находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Идем по пути Спасителя на Голгофу. Все с крестами. Каждый несет свой с благоговением и молитвой. В наши дни путь скорби особенно тяжек для паломника. Кругом шумит арабский рынок. Нас оккупируют торговцы, предлагая товары. Им неведомы наши чувства и переживания. А мы… Мы смотрим и вспоминаем. Вот – балкон на который выводил Христа Пилат со словами, обращенными к иудеям: «Се Человек». Вот Претория, где Спаситель ожидал суда человеческого. Место Его первого падения. Отпечаток Его ладони. В сердце великая радость – идём по стопам Сына Человеческого! – и великая скорбь о Его страданиях. Два противоречивых чувства уживаются вместе: нераздельно и неслиянно. Храм Воскресения Господня. Как всегда здесь много народа. Тут, наверное, собираются представители всех народов земли: арабы, греки, китайцы, армяне и эфиопы… Но русских больше. Везде слышна родная речь. При входе припадаем к камню Помазания. Голгофа. Душа сжимается до невозможности дышать на этом месте предательства и смертного ужаса… И вот – цель, к которой стремились – Гроб Господень. В душе покой. Я прикасаюсь к мрамору – он теплый. Горит лампадка над платом со словами Христос Анести, что по-гречески означает “Христос Воскрес”. Забываешь все. Времени нет. Перед тобой только вечность и покой. Здесь свершилось Воскресение Спасителя. Здесь мы обрели избавление от смерти и греха. Невозможно оторваться. Кладу свой крест на Гроб Спасителя, потом прижимаю к сердцу. «Христос Воскресе!» звучит на Гробе Господнем за каждым Богослужением. Гроб Господень – вечная Пасха.

Зажигаем свечи у Гроба Господнего.

Зажигаем свечи у Гроба Господнего.

На горе Сион, мы увидели, какой была Сионская горница Тайной Вечери; Гробницу царя Давида. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведенный на месте дома, в котором жила Божья Матерь вместе с апостолом Иоанном последние годы своей земной жизни.
Елеон (Масличная гора), с нее открывается великолепная панорама на Старый город. Почему «Масличная» – потому что склоны этой горы во времена Иисуса Христа были покрыты сплошь масличными садами. Там же на горе Елеон находится место Вознесения Господа, где на камне сохранился отпечаток стопы Господа в момент Его Вознесения. А на самой вершине горы находится Спасо-Вознесенский православный женский монастырь, который принадлежит Русской Духовной Миссии, где захоронен глава Миссии архимандрит Антонин (Капустин), трудами и чаяниями, которого в 19 веке и была создана Русская Духовная миссия на Святой Земле. Здесь же находится часовня первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи.
Еще один участок Русской Духовной Миссии на Масличной горе – монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании. Красивейшее место, очень красивый храм. Там покоятся св. мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее келейницы ин. Варвары.
Неподалеку, здесь же на склоне Масличной горы расположен православный храм — Гробница Божией Матери. Рядом Гефсиманский сад, в котором растут и плодоносят маслины – ровесницы Иисуса Христа. Не правда ли – это все знакомые нам Евангельские места и события!
Следующее из самых значимых мест на Святой Земле это Вифлеем- город Рождения Иисуса Христа. Алтарь Храма Рождества Христова расположен над пещерой, в которой родился наш Спаситель, в этом храме находится чудотворная икона Богородицы «Иерусалимская». Единственная, на которой Божия Матерь улыбается нам. Здесь же Пещера Вифлеемских младенцев с частями их мощей. Еще мы побывали в греческом пещерном храме «Поле пастушков», который стоит на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастушкам явились Ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя. Там находится гробница свв. пастухов – свидетелей Рождества Христова.

Руководитель нашей группы - Митрополит Павел.

Руководитель нашей группы — Митрополит Павел.

Незабываемой стала поездка в Лавру прп. Саввы Освященного – родоначальника палестинского монашества – это единственная обитель в пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем. В Лавре до сих пор нет двух вещей: женщин и яблок.
Еще мы посетили монастырь прп. Феодосия Великого, устроенный на месте пещеры, в которой останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу-Христу.
Следующий город на нашем пути – это Хеврон – старейший город праотцев Авраама, Исаака и Иакова, столица царства Давида. Там до сих пор растет Дуб Мамврийский, под сенью которого Авраам принимал Святую Троицу. На этом месте сейчас находится монастырь Пресвятой Троицы — участок Русской Духовной Миссии. Мы сподобились побывать здесь на престольном празднике 22 октября.
В городе Вифания есть греческая православная церковь на месте дома Марфы и Марии. В этом городке расположена гробница св. прав. Лазаря Четверодневного.
Иерихон – самый древний город мира. Там в греческом монастыре пророка Елисея есть дерево Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя. Каранталь – Гора Сорокадневного Искушения и Сорокадневный монастырь – здесь Господь сорок дней постился и был искушаем.
Затем на нашем пути лежал монастырь прп. Герасима Иорданского в иорданской долине. Это по пути к месту Крещения на реке Иордан (Вифавар). Каждый год в день Крещения Господня вода в Иордане начинает бурлить и река поворачивает вспять свое течение под ликующие возгласы собравшихся.
Святая гора Фавор – монастырь Преображения Господня. Каждый год в праздник Преображения, на рассвете, гору Фавор осеняет чудесное облако света как знак особой милости Божией; Назарет –церковь св. Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы; Тиверия, Магдала – подворье РДМ – место исцеления Марии Магдалины Господом, Святой источник, где Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины и много, много других святых мест. К сожалению, место в газете, отведенное для рассказа о Святой Земле не может вместить рассказ о всех замечательных местах, но поверьте, там везде ощущается необыкновенный восторг души и ощущение погружения себя в ту эпоху. Начинаешь понимать Правду Евангелия.

На Фаворе.

На Фаворе.

За время поездки паломники в полной мере насладились природой этих чудных мест. Мы ощутили “другое течение времени”, увидели “иное” небо над головой. Я сейчас рассказываю вам о Святой Земле и переживаю заново восторг, который испытывал там.
Трудно описать чувства, сопровождающие паломника в поездке – это просто надо пережить и увидеть. Разнообразие природы, горы, Галилейское море, оливковые деревья, пальмы, каменная пустыня… Не покидает чувство, что находишься Там, Где Ты Должен Быть, посреди Настоящей Истории.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.