Рождественское послание митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема

«Таинство странное вижу и преславное:
небо – вертеп; престол Херувимский – Деву;
ясли – вместилище, в них же возлеже
невместимый Христос Бог,
Его же, воспевающе, величаем».
(Праздн. Кан., ирмос 9 п.)

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Снова круг времен привел нас к светлому празднику Рождества Христова, всегда уносящему нашу мысль в пределы Вифлеемской веси, где в убогой пещере, в ночной тиши «Отроча родися нам Сын, и дадеся нам». (Ис. 9, 8). О преславном пришествии в мир Божьего Сына святитель Афанасий, патриарх Александрийский, говорит: «Желая оказать людям верную помощь, Слово Божие приходит как человек, приемля на Себя тело подобно телам человеческим… Чтобы те, которые не захотели познать Его из промышления о Вселенной, хотя из телесных Его дел познали бы Божие во плоти Слово, а чрез Него и Отца». (2 Слово о воплощении Бога-Слова). Воистину «таинство странное и преславное», ибо с пришествием в мир Мессии – Христа Сына Божия, в дверь нашей земной жизни вошла нескончаемая радость, как говорит преподобный Исаак Сирин: «Пришествием Своим Христос излиял благодать Свою на мир… и в неизреченном Таинстве соединил Он нас с Собой» (Сл. 55).

В величайшем таинстве Рождества Христова человечество познало, что Бог наш, в Которого мы веруем и Имя Которого мы исповедуем, не отвлеченное понятие всесовершенного бытия, а Бог наш есть Бог живой, Источник жизни, Сокровище всякого блага, «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17, 28); что жизнь во всей гармоничной красоте не случайное стихийное явление природы, а непостижимый дар Творца, Которым человек облагодатствован, а через пришествие в мир Сына Божьего и обожен, чтобы с Ним, в Его Божественной правде вечно наслаждаться беспредельным благоволением своего Премудрого Создателя.

Вот, возлюбленные празднолюбцы великого таинства, какую животворную радость вселил в человеческую душу Богомладенец Христос. В воплощении Христовом открылась людям глубина Премудрости Божьей, и только она могла примирить создание с Создателем человека – Богом. В Премудрости Божьей, как в зеркале, человек распознал свою духовную природу, носящую в себе Божественную печать Творца, – образ и подобие Божье, так часто попираемые человеком из-за удаления от своего Создателя.

Осмысливая Богоявление Христово в мире и облагодатствование Им мира, через которое мы приобщены к вечной славе Божьей, мы с глубочайшим сыновним благоговением беззаветно покоряем волю свою воле Божьей неукоснительным исполнением заповедей Его – священных заветов жизни, указывающих нам путь к нравственному совершенствованию, чтобы, познав Премудрость Божью мы, по словам апостола Павла, поистине стали «Христово благоухание Богови» (2 Кор. 2,15). Чтобы достичь такой нравственной высоты, нам нужно, как учит муж апостольский, святой Климент, «утвердить ум наш в вере в Бога… Ходить путем истины, отвергнув от себя всякую неправду и беззаконие. Средством же для достижения ее должна послужить вера в Бога. Вера наша – это тайное взаимодействие между самим Божеством и человеческою душою. В таинственном союзе между человеком и Богом Бог не внешний фактор, невольно навязываемый человеку, Бог есть внутренняя Истина, которая нравственно внушает нам признать Ее, уверовать в Нее и сделать Ее основой всей нашей жизни. Исходя из этой Истины, верить в Бога есть наша святейшая обязанность. «Без веры же невозможно угодити Богу, – говорит святой апостол Павел, – веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» (Евр. 11, 16).

Вера в Бога открывает человеку истинный смысл и цель его краткой жизни и призывает его ко всему возвышенному, чистому, святому: обязывает свято беречь верность семейной жизни – истока всех человеческих взаимоотношений, быть усердными в труде на благо наших ближних и родного Отечества, уважать и чтить друг друга братской любовью, служить людям добром не за страх, а за совесть, всей нашей правдой стоять на страже Богом завещанного мира для блага и счастья всех людей, чтобы воля Божья совершалась так же на земле, как и на небе. Лишь тогда мы будем «Христовым благоуханием Богу».

Возлюбленные отцы, братия и сестры, волей Божьей вверенные моему архипастырскому водительству! Верой и правдой, любовью и чистотой воплощайте в себе благодатное богатство веры – добрые дела, отражающие нашу христианскую совесть. В святых храмах – месте невидимого присутствия Божьего – искренней и горячей молитвой непрестанно благодарите Бога за Его благодеяния и будьте достойны Его неизреченной милости; в повседневном же труде уважайте и заботьтесь друг о друге, как о самих себе, исторгая из сердец своих всякую неприязнь и досаждение; как пришедший в мир Господь, сейте добро с наслаждением.

Мир, возвещенный всем людям в святую Рождественскую ночь (Лк. 2, 24), будем бережно хранить как дар Божий, как самую жизнь, подаренную нам Богом. В этом усердном подвиге нашей веры прославим прославившего наше земное естество Богомладенца Христа, пришедшего даровать «Мир и благоволение в человецех», что да будет нашим неотъемлемым наследием в наступившем Новолетии благости Господней.

По слову святого Иоанна Златоуста, с благоговением «поклонимся Пришедшему, воспоем Обновившего, Оживоторившего, Просветившего и Даровавшего нам изобилие всех благ – Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом, вовеки веков».
Аминь.

ЕФРЕМ, БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ, МИТРОПОЛИТ КРИВОРОЖСКИЙ
И НИКОПОЛЬСКИЙ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
г. Кривой Рог 2020 год

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.