Музыка, которую выбирает Андрей Шипко

Светлана Коновалюк,
«Репортер»
шипко отецУ каждого бывает плохое настроение, доходящее до депрессии, из которой очень трудно выбраться. «Мне уютно в своем «все плохо», я тону, ну и пусть. Я буду лежать на диване, смотреть в потолок, и пошел весь мир… куда хочет» – бывало такое у вас? Я хочу поделиться с вами одним из способов, как схватить позитив, который, может быть, поможет вам выдернуть себя из темноты сознания. Поехать в Днепропетровск на какой-то концерт классической музыки меня уговорили друзья из Спасо-Преображенского собора. Время от времени они ездят на разные мероприятия на своем микроавтобусе. Я согласилась, потому что уже стыдно было говорить всем «нет». К тому же накануне произошел такой случай. Захожу в компьютерную, а сотрудница работает под тихую музыку Моцарта. И мне вдруг стало тоскливо: куда все ушло? Ведь в раннем детстве я могла подолгу лежать возле черной круглой радиотарелки и слушать, что передают. Наверное, таким образом в моих мозгах зависла долгая-долгая музыка, разливающаяся, как река: то плавная, равнинная, то быстрая, горная, то со всплесками, будто рыбки выпрыгивают, чтобы воздуха глотнуть, бурлящая, как опасная воронка… На все случаи жизни есть своя музыка.марущак 40 Такая музыка далека от эстрадных и народных песен, от частушек, авторских, сатирических и гневных. Музыка без слов не навязывает тему, и ты можешь думать под нее о том, что волнует именно тебя. Классическая музыка по радио была очень эффективной частью воспитательной системы СССР. В школе нас учили так, что с десятка два композиторов и их произведений можно было назвать сходу. Мы готовили рефераты о них, смотрели фотографии, проводили музыкальные вечера, старались побольше узнать об их личной жизни, что тогда было очень затруднительно, негатив и интим обычно скрывали. И, тем не менее, не знать такие фамилии как Моцарт, Бетховен, Бах, Чайковский, Римский-Корсаков, Шопен, Штраус, Шуберт, Прокофьев, Рахманинов, Мусоргский,.. считалось неприличным. Я даже взгрустнула об «утерянном рае». А тут как раз предложение поехать на концерт. Ну, думаю, ладно, затолкаю себя где-нибудь на галерке и предамся своим мыслям, но уже под музыку, которую я так давно не слушала. Какую дорогу пришлось преодолеть (через Запорожье, сказали, лучше, чем напрямик), не буду рассказывать. Больше никуда не поеду, пока не появятся отремонтированные дороги (а это значит – никогда). Но вот и Днепропетровск, старенький драматический театр им. Горького. Толпа у входа и лихорадочные вопросы: «Нет ли лишнего билетика?» напомнили студенчество. Неужели еще кто-то куда-то ходит и сейчас, когда есть десятки телеканалов и Интернет? Оказывается, это было мероприятие центра православной культуры «Лествица», посвященное Дням славянской письменности и культуры. А поскольку в Болгарии считают своими авторов славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия, то там это большой праздник, и потому в Днепропетровск были приглашены две знаменитости именно из Болгарии, о которых я и не слышала: Григор Паликаров, главный дирижер симфонического оркестра в Софии, профессор академии музыки и балета в Пловдиве, лауреат международных конкурсов композиторов и дирижеров, его произведения исполняют на международных музыкальных фестивалях и национальном болгарском радио; и кларнетист симфонического оркестра Национального радио Болгарии в Софии Данчо Радевски, преподаватель Академии музыки, участник нескольких музыкальных ансамблей. Понятно, что после этого было сказано, как много стран они объездили и как много всяческих наград имеют. оркестрЗа ними на сцене в три ряда выстроились музыканты симфонического оркестра Днепропетровской филармонии: с альтами, похожими по звуку на мужской бас, с виолончелями, как спокойный голос женщины в возрасте, с контрабасами, у которых низкий, но как бы объемный голос. Между ними спряталась арфа, а вперед вышел Данчо Радевски с кларнетом. И он стал фигурой № 1. Нам объявили: концерт для кларнета с оркестром, созданный, между прочим, в 1791 г. И зазвучал долгожданный Вольфганг Амадей Моцарт! И понеслись сцены перед моими закрытыми глазами: вот я отчаянно спорю о Донбассе и Порошенко под отрывистые звуки стаккато, со слезами мирюсь со своими российскими друзьями под плавные звуки легато, вот мы разливаем коньячок под бодрое аллегро и уже смеемся над собой, и медленно, в стиле адажио, рассматриваем домашний альбом с фотографиями, где мы еще молодые и дружные. И опять, как в рондо, летим в пропасть этого разрывающегося на части хрупкого мира. Смычки неистовствуют под взмахом дирижерской палочки… Зал был переполнен. Люди вскакивали с мест и аплодировали стоя. Раздались крики «браво» и «бис». Я очнулась от своих видений. Во втором отделении оркестр под управлением Паликарова исполнил симфонические поэмы чешского композитора Бедржиха Сметаны «Шарка» (1875 г.) и «Влтава» (1874). Говорят, что писал он их при наступлении глухоты. Ведущие объяснили, что в основу «Шарки» легло старинное предание об отважных девушках, которые взяли в руки оружие и вступили в войну с мужчинами, чтобы восстановить матриархат и вернуть себе былую власть. Их красивая предводительница Шарка неистова в своем стремлении к мести, и они решили, что она должна завлечь царевича Цтирада в ущелье, а ночью девушки набросятся на спящих дружинников и перебьют их. Царевич увидел Шарку привязанной к дереву и жалобно зовущей спасти ее. Конечно, он поддался ее нежному голосу, свита, напившись и наплясавшись, уснула, и Шарка подала сигнал подругам, а сама со скорбью любовалась безмятежным лицом спящего царевича и жалела, что такого красивого юношу ей предстоит убить. Битва, Цтирад гибнет вместе со своей дружиной. Какая глубокая тоска слышится в звуках о победе воительниц… А второй сюжет передается якобы через чешскую реку Влтаву. Если бы то, что видели воды Влтавы за много веков, вдруг оживить, то сколько могли бы они рассказать об истории страны! И скрипки играли, напоминая нам о журчании ручейка, о раздольных полях, прохладной тишине лесов… Какая спокойная, мягкая красота, столь близкая славянам! Внезапно все обрывается; раздается перекличка охотничьих рогов, потом можно угадать деревенскую свадьбу с задорными танцами, затем идет что-то таинственное вроде хоровода русалок при лунном свете. Ветерок, грусть, тишина. Мимо проплывают силуэты древних замков. Но вот раздается грохот – это волны разбиваются о скалы, гибнут воины… Но и грохот уносится течением мудрой Влтавы. Можно сказать, что это рассказ о душе чешского народа. Не зря в Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном. А почему, собственно, только Чехия? Разве мало историй разных стран я перечитала? Хотя бы тех, в которых была сама и восхищалась мастерством древних зодчих, разнообразием природы, фантазией и смелыми решениями современных архитекторов.ириней
Любовалась норвежскими фьордами, швейцарскими ландшафтами с вершины альпийской горы Юнгфрау, каналами Венеции, пролетала в автобусе под морским дном внутри тоннеля из Швеции в Данию, посетила около сотни храмов, склоняла голову в раздумьях, путешествуя по местам Христа … Господи, да какое же спасибо Тебе за такие милости!!! Да как же я могу сетовать на жизнь… Зал опять аплодировал стоя. Музыкантам вынесли цветы. Им говорили благодарственные слова, что-то дарили. Благосклонно наблюдал за торжеством славянского духа скромно сидевший в пятом ряду митрополит Днепропетровский и Павлоградский высокопреосвященнейший Ириней, по благословению которого действует Центр православной культуры «Лествица». А возглавляет его режиссер проекта «Остров классики», заслуженный работник культуры протоиерей Игорь Собко. Меценатом проекта выступил народный депутат Украины Андрей Шипко. Под занавес он сказал такие слова: ОПЫТ РАБОТЫ НАД СОБОЙ Музыка, которую выбирает Андрей Шипко В октябре «Лествица» планирует порадовать любителей классики концертом известного вокального ансамбля ManSound. Следите за объявлениями в «Репортере». – Я не только дорожу музыкальным проектом «Остров классики», но и живу им. На мой взгляд, музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она способна пробудить в человеке добрые чувства, сделать его выше, чище, лучше. Это сильнейшее средство для формирования интеллекта, эмоциональной культуры и нравственности человека. Андрей Шипко. Большинство никопольчан его таким не знают. Мы перемываем косточки депутатам как политикам, пиарщикам, замечаем их ошибки, острим насчет благотворительных подачек, билбордов с их лицами, возлагаем вину на них за то, что живем так неуютно, почти нищенствуя… А вот сегодня я увидела совершенно другую среду – духовную, интеллектуальную. Почему же другие депутаты не проявляли себя с этой стороны? Сколько вопросов самой себе… Предвижу ехидные звонки читаталей. Принимаю. Но сегодня я на волне искусства. А не на волне политики. Возможно, завтра буду думать по-другому. Когда волна одухотворенных слушателей вынесла нас на улицу, мы еще полчаса не садились в автобус, а возбужденно обменивались мнениями о виртуозной игре музыкантов. В нашей группе были профессиональные знатоки музыки: руководитель церковного хора Арина Беляева, руководитель городского симфонического оркестра (музыка в парке у памятника «Танк») Николай Бурико, хорист и автор философских текстов для песен, работник НЗФ Виктор Заякин. И они с восхищением отмечали, насколько точными в передаче нюансов были сегодня музыканты. У одной женщины так блестели глаза, что я подошла к ней с расспросами. А она со смущением ответила, что работает в соборе… кухаркой. Представляете, кухарка говорит: – Симфоническая музыка – это самое высшее искусство. Не то что какая-то там эстрада. Открыла мою душу для классики одна прихожанка (царствие ей Небесное), и с тех пор я чувствую, где настоящее искусство, а где его нет.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.