Крещение в Никополе

В ХІХ – начале ХХ века дни от Рождества до Крещения Господня (с 7 по 19 января) считались наиболее почитаемыми, наполненными радостью и весельем. В некоторых местах народ их даже называл «великими зимними праздниками». В Никополе, в начале ХХ века, они обычно начинались с рождественской елки, установленной на средства купца Игнатия Ерлашова на углу улиц Екатеринославской и Думской (Никитинской и Атаманской). А заканчивалась шествием Ледяного креста – яркой и величественной местной традицией.

Морозным крещенским утром, нередко еще затемно, на льду Днепра в районе спасательной станции (на месте современного памятника «Пушка»), собирались мужики с топорами и плешнями. После беглой оценки толщины льда, а она в ту пору по причине крепких морозов была значительной, и обычно составляла не один десяток сантиметров, размечали контур креста и принимались за работу. Трудились дружно, ибо до окончания божественной литургии, крест должен быть не только вырубленным, а и установленным на специально подготовленном помосте. После литургии из церкви Покровы Пресвятой Богородицы выходил его настоятель с крестом в руке, следом за ним священники и служители церкви выносили хоругви, иконы и многие из хранившихся в храме запорожских реликвий, в том числе знаменитое двухпудовое Евангелие. За ним чинно шествовали миряне, мужчины без головных уборов. Процессия выходила на лед Днепра к ледяному кресту, где происходило освящение воды.

После завершения службы наиболее сильные мужчины поднимали огромный ледяной крест и, в сопровождении священников и мирян,  под церковные песнопения несли его вверх по улице Херсонской. Возле дома Цепелинского поворачивали на Екатеринославскую и останавливались напротив пятикупольной Свято-Покровской церкви.  Здесь, после молитвы, ледяной крест устанавливали на подготовленном возвышении, украшали еловыми и сосновыми ветками, обильно поливали раствором, приготовленным на основе сока свеклы. Когда жидкость застывала, крест приобретал причудливый оттенок, переливаясь в лучах зимнего света неповторимыми красноватыми цветами. На этом месте он продолжал стоять вплоть до конца февраля – начала марта.

Наиболее смелые никопольчане, после завершения службы, трижды окунались в прорубь с головой, осеняя себя при этом крестным знамением. В отличии от нынешних времен, это служило не забавой, не бравадой и не процедурой закаливания, а осознанным очищением души и тела от накопившихся за весь прошедший год грехов. Перед окунанием в прорубь, многие исповедовались, причащались и просили благословения священника своей церкви.

Ближе к острову Орлова, где в начале ХХ века находился центральный городской пляж, проводились народные забавы, которые носили название «толкунчики». Их участники, предварительно разделившись на две команды с равным количеством человек, крепко брались за руки, выстраивались в линию на расстоянии 15-20 шагов друг от друга, разбегались и сталкивались. Главной задачей было уложить на лед команду соперников, либо кого-нибудь из ее участников. При этом пускать в ход кулаки и ставить подножки, категорически запрещалось. Любое касание льда рукой или коленом приравнивалось к падению. Если первая попытка оказывалась безрезультатной, за ней могли последовать вторая и третья попытки. Если же и после этого достигнуть результата не удавалось, присуждалась ничья.

Сергей ТОРОП.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.