Великий пост — весна духовная!

Протоиерей Анатолий Марущак, настоятель Спасо-Преображенского собора, почетный гражданин г.Никополя.

С 15 марта для православных христиан наступает период Великого поста.

Великий пост служит подготовкой к воспоминанию крестных страданий и Воскресения Христова, поэтому даты его начала и конца связаны с днём празднования Пасхи и меняются каждый год в зависимости от него. Великий пост продолжается сорок дней, поэтому он также называется святой Четыредесятницей. Он начинается за семь недель до Пасхи и заканчивается перед Вербным воскресеньем и началом Страстной седмицы, то есть той недели, когда Церковь вспоминает страдания Христа. Хотя сегодня мы практически не отделяем Великий пост от Страстной седмицы — одно плавно перетекает в другое без всякого перерыва в посте.

Великий пост – это особое время, которое выделяется церковью для покаяния, воздержания и молитвы. Всё это является подготовкой ко встрече с воскресшим Господом. Во время поста мы переживаем искупительный подвиг Господень, когда Он принёс себя в жертву за наши грехи.

В нашей сегодняшней жизни Великий пост стал явлением вполне привычным. Никого уже не удивляет, что некоторые люди в течение сорока дней ведут иной, чем обычно, образ жизни.

Однако отношение к Великому посту у всех разное. Кто-то считает, что пост — нечто вроде старинной диеты, служащей для очищения организма от шлаков и улучшения здоровья. Но люди верующие видят в нём гораздо больше, чем отказ от некоторых продуктов. Они видят в нём особый, духовный смысл. Великий пост — это время усиленной борьбы со своими страстями, которые гнездятся в наших сердцах и душах. С самим собой бороться всегда сложнее всего, но эта самая главная битва. Труднее всего пребывать во время поста в покаянии, смирении, не осуждении, не раздражаться. Это настоящая «весна покаяния», когда весь уклад церковной жизни помогает человеку проснуться от греховного сна, скинуть с себя бремя повседневных забот и попечений, омыться слезами покаяния, чтобы обновлённым и чистым, в белых одеждах и с горящим светильником выйти навстречу Воскресшему Господу.

Касательно внешнего воздержания – от пищи животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца, рыбу) – Церковный устав достаточно суров, но в пост по благословению духовника возможны послабления. Нужно обращать внимание на условия в которых живут люди, на состояние здоровья. Чтобы всё было по силам, у каждого своя мера. Часто спрашивают, что можно, а что нельзя употреблять в пищу? Самое главное не есть людей своими страстями и раздражительностью. В Священном Писании в начале поста мы читаем: «Если кто-то ест, то пусть не осуждает, того кто не ест. А тот, кто не ест, пусть не осуждает, того кто ест». Мы должны понимать, что всё мы делаем для Бога и для ближних».

Великопостное покаянное время — это время радости, а не уныния: пост есть весна духовная, покаяние — раскрывающийся цветок, и Христос Великим постом узнаётся нами как „Податель света“. Печаль, которую мы переживаем в это время, есть „радостотворная печаль“ по выражению св. Иоанна Лествичника».

Ведь чтобы стать соучастниками Воскресения, необходимо пройти вместе с Господом и Голгофу, сораспять себя Христу, пострадать с Ним, чтобы с Ним и прославиться (см. Рим. 8:17). «Мы тоже должны опытно познать радость Воскресения, но это возможно, только если сначала мы познаем трагедию Креста, — говорит митрополит Антоний Сурожский. — Для того чтобы возродиться, мы должны умереть — умереть для связывающей нас самости, для наших страхов, умереть для всего того, что делает мир столь узким, холодным, бедным, жестоким. Умереть, чтобы наши души могли жить, могли радоваться, могли открыть весну жизни. В таком случае Воскресение Христово дойдёт и до нас. Но без смерти на Кресте нет Воскресения и его радости — радости возрождённой жизни, радости жизни, которую никто больше не в силах отнять у нас!»

И еще одно важное правило Великого поста – нельзя унывать. Далекому от Церкви человеку может показаться, что, пытаясь ограничить себя в еде, развлечениях и исполнении своих желаний, человек заживет серой и тоскливой жизнью. Но, наоборот, в период Великого поста можно увидеть, как много в жизни есть пустых вещей, только кажущихся необходимыми. Когда они уходят на второй план, на первый план выходит главное – Христос и жизнь с Ним. И этот период поста, за которым следует Пасха, оказывается вдруг очень коротким и светлым.

Искренне желаю всем, чтобы этот путь к Пасхе увенчался духовными плодами и мы вошли в этот «праздников праздник и торжество из торжеств» с ликующим чистым сердцем и преображённой душой.

С началом Великого поста, дорогие братья и сестры!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.